Как правильно завидовать.

зависть

Если жадность побуждает нас к получению богатства и статуса, то зависть — это эмоция, которая вызывается, когда другой человек достигает того, чего мы хотим, и мы думаем, что он этого не заслуживает.

«Зависть, когда она не в положительной форме [сродни восхищению], возникает, когда нам не хватает положения другого человека, его достижений или имущества, и мы либо желаем этого, либо желаем, чтобы у другого его не было», — говорит Ричард Смит из Университета Кентукки. Автор книги «Зависть: теория и исследование». «Когда мы завидуем, мы чувствуем себя хуже, тоску, обиду и недоброжелательность по отношению к человеку, находящемуся в привилегированном положении».

Эта последняя, ​​враждебная особенность зависти особенно важна для эмоций. Завистник надеется, что те, кому он завидует, потеряют свой статус или богатство, и, если это произойдет, зависть уступит место злорадству.

Ревность.

«Ревность возникает, когда человек боится потерять важные отношения с другим человеком (или объектом) из-за соперника», — говорит Смит.

«Когда мы чувствуем ревность, мы чувствуем страх и беспокойство по поводу возможной потери, а также подозрительность и гнев из-за возможного предательства».

Помимо очевидного семантического сходства, зависть и ревность легко перепутать, потому что именно те люди, которым мы завидуем, с наибольшей вероятностью привлекут внимание людей, которых мы боимся потерять.

Когда возникает чувство зависти?

Исследования выявили некоторые факторы, связанные с возникновением зависти. Основной фактор тут- это похожесть на вас. Согласитесь, немногие из нас лично оскорблены богатством и успехами, скажем, королевской семьи, но если близкий коллега, друг или сосед получат повышение по службе или классную тачку, которую мы всегда хотели, что ж, зависть, вероятно, возникнет.

Актрис на этом фото представлять не надо?

Актрис на этом фото представлять не надо?

Джон Шебрик и Саймон Лем продемонстрировали этот принцип сходства в исследовании 2004 года, в котором кассиры в банке Гонконга больше всего завидовали продвинутым коллегам такого же уровня. Также, завистники работали лучше в течение следующих пяти месяцев, подтверждая идею, что зависть имеет адаптивную функцию.

Другими важными факторами зависти являются контроль и самостоятельность. Именно тогда, когда желанные достижения или собственность другого человека кажутся нам недосягаемыми и соответствующими нашему положению, мы, скорее всего, будем испытывать зависть.

Рассмотрим исследование 1997 года Пенелопы Локвуд и Зивы Кунды в университете Ватерлоо. Они представили старшекурсников с резюме выпускника «суперзвезда». Для старшекурсников первого года обучения, у которых все еще было время для достижения таких научных высот, тематическое исследование было поводом вдохновиться, но для старшекурсников последнего года обучения, у которых академическая карьера была в значительной степени окончена, выпускник высшего учебного заведения вызывал чувство неадекватности — катализатор зависти.

Как не впасть в этот грех?

Что касается преодоления зависти, исследование, проведенное в 1988 году на основе опроса «Психология сегодня», показало, что попытки игнорировать объект зависти и сосредоточиться на собственных целях помогли уменьшить зависть, в то время как самоедство — нет. Тем не менее, когда завязалась зависть, подстёгивание себя (например, напоминание себе о своих хороших качествах) ассоциировалось с тем, что завистливый человек испытывает меньше негативных чувств.

Вы с завистью наблюдаете, как ваш давний коллега получает еще один бонус за результат — то, к чему вы стремились, но никогда не получали. Вскоре после этого вы видите как его отчитывает шеф. Считаете ли вы эту ситуацию приятной? Другими словами, вы испытываете злорадство?

По мнению международной команды психологов-исследователей, ваш ответ, вероятно, будет зависеть от конкретной зависти, которую вы испытываете к своему коллеге.

Два вида зависти.

Нильс ванн де Вен и его коллеги говорят, что на самом деле существует два типа — злобная зависть и доброжелательная зависть. И то, и другое предполагает сравнение себя с кем-то, кто чувствует себя лучше, но со злонамеренной завистью вы сосредотачиваетесь на человеке и хотите, чтобы у него не было того преимущества, которого вы жаждете, в то время как доброжелательная зависть подразумевает реакцию- у него получилось и я тоже так смогу!!! В некоторых языках, таких как голландский и немецкий, есть отдельные слова для этих двух типов зависти.

Исследователи утверждают, что злобная зависть ведет к злорадству, а доброжелательная зависть – нет.

«Цель злонамеренной зависти состоит в том, чтобы нанести ущерб положению другого, чтобы помешать другому стать лучше. Если несчастье постигает другого, эта мотивационная цель достигается, вызывая радость по этому поводу (то есть злорадство) ».

Ученые не определились с тем, является ли сущность зависти просто желанием того, что имеет другой, или же это обязательно подразумевает какое-то злое намерение по отношению к завистнику. Ван де Вен и его коллеги говорят, что эти противоречивые результаты и дебаты по поводу определений решаются путем признания ключевой разницы между доброжелательной и злой завистью — или тем, что в Бразилии и России называют «белой завистью» и «черной завистью».

Совет-резюме : живите и ведите себя так, чтобы люди завидовали вам. А уж повод они всегда найдут!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *